|
ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ
Что побудило
авторов попытаться разобраться в вопросе: «Что такое
методология?» Казалось бы, всем ученым это понятно, так как в
каждой диссертации – как кандидатской, так и докторской – они
говорят о методологических основах их исследования. На самом
деле, во многих областях науки исследователи довольно часто
проявляют удивительно малую осведомленность или вовсе
девственную неосведомленность о науке вообще и о методологии в
частности. Нередко бытует предубеждение против методологии,
понимаемой весьма упрощенно – как некоторой абстрактной области
философии, не имеющей прямого отношения ни к конкретным научным
исследованиям, ни к потребностям практики.
Недостаточный интерес исследователей к
вопросам методологии объясняется также тем обстоятельством, что
в самой методологии остается много неясного в ее сущности, в
вопросах соотношения методологических и теоретических проблем
науки, соотношения методологии и философии.
Тем более туманной, неясной областью является
методология для практических работников сферы производства, (мы
рассматриваем производство в самом широком смысле – как
материальное, так и духовное производство), для работников
искусства и т.д. – то есть для всех специалистов, не
занимающихся профессионально научной деятельностью.
Эти неясности имеют свои исторические
причины. Чтобы понять их суть и происхождение, рассмотрим
сначала современные общие энциклопедические определения
методологии.
«Методология (от «метод» и «логия») – учение
о структуре, логической организации, методах и средствах
деятельности» [4, 39].
«Методология – система принципов и способов
организации и построения теоретической и практической
деятельности, а также учение об этой системе» [42].
Эти определения мы, пока условно, возьмем за
основу и временно будем ими пользоваться. В том числе, с позиций
этих определений проанализируем сложившиеся в литературе
подходы.
Во-первых, методология вообще долгое время
рассматривалась дословно лишь как учение о методах деятельности
(метод и «логос» – учение). Подобное понимание методологии
ограничивало ее предмет анализом методов (начиная с Р. Декарта
[7]). И
такое понимание методологии имело свои исторические основания: в
условиях классового общества, разделения труда на труд
умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая
группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а
остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели
исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того
времени психологическая схема деятельности: цель – мотив –
способ – результат. Цель задавалась человеку как бы «извне» –
ученику в школе учителем, рабочему на заводе начальником и т.д.;
мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его
должен был сам себе сформировать (например, мотив – заработать
деньги, чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким образом,
для большей части людей для свободного проявления своих сил, для
творчества оставался только один способ: синоним –
метод (подробнее это явление и его последствия разбираются в
[31]).
Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.
Действительно: в философском словаре 1972
года издания читаем: «Методология – 1) совокупность приемов
исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе
познания и преобразования мира» [41].
Такое узкое трактование методологии встречается и поныне:
«Понятие «методология» имеет два основных значения: система
определенных способов и приемов, применяемых в той или иной
сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение
об этой системе, общая теория метода, теория в действии» –
«Основы философии науки» 2005 года издания [33].
Во-вторых, традиционно сложилось
представление, что методология практически целиком относится к
науке, к научной деятельности. Вплоть до того, что до последнего
времени, когда звучало слово «методология» как бы неявно
подразумевалось, что речь идет о методологии науки вообще или
методологии какой-то конкретной науки – математики, химии и т.п.
Но научная деятельность является лишь одним из специфических
видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и
философией. Все остальные профессиональные виды деятельности
человека относятся к практической деятельности. На все
эти виды деятельности также должно распространяться понятие
методологии, в том числе понятие методологии практической
деятельности, методологии художественной деятельности и т.д., о
чем мы будем говорить ниже.
В-третьих, в гуманитарных, в общественных науках в
силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата в
былые годы, да, в общем-то, и теперь, сложилась тенденция
относить к методологии все теоретические построения, находящиеся
на более высокой ступени абстракции, чем наиболее
распространенные, устоявшиеся обобщения. Например, В.И. Загвязинский
[9] так
определяет методологию педагогики: «Методология педагогики – это
учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то
есть педагогическом познании. Она включает:
1) учение о структуре и функции педагогического
знания, в том числе о педагогической проблематике;
2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские,
общенаучные и педагогические положения (теории, концепции,
гипотезы), имеющие методологический смысл;
3) учение о методах педагогического познания
(методология в узком смысле слова)».
В этой цитате, с позиций современного понимания
методологии:
– пункт первый к методологии педагогики не относится,
это предмет самой педагогики, в частности теоретической
педагогики;
– пункт второй. Да, действительно, теория играет роль
метода познания. Но лишь в том смысле, что предшествующие теории
являются методом для дальнейших исследований, в том числе для
построения последующих теорий. Но, раз здесь теории
рассматриваются в этом смысле, в смысле метода, то пункт второй
целиком поглощается пунктом третьим;
– пункт третий относится только к методам
педагогического познания. Но, как уже говорилось, структура
деятельности ученого-исследователя значительно шире, чем только
методы.
Таким образом, в этом определении наличествует, с
одной стороны, раздвоенность, неоднозначность предмета
методологии. С другой стороны – его зауженность. А подобные
подходы к определению методологии довольно типичны.
Действительно, в недавно изданной «Методологии научного
исследования» автор книги Г.И. Рузавин пишет: «Главная цель
методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с
помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в
науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также
структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных
форм познания и методы анализа и построения различных систем
научного знания» [36].
Наличие союзов «и», слов «а также», «кроме того» лишний раз
говорит о многозначности, неопределенности, расплывчатости
предмета методологии в данном определении.
Другой вариант раздвоения предмета методологии, тоже
часто встречающийся – это попытки соединить в предмете
методологии сознание и деятельность. «Методология является
дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и
деятельности» [21]. «Методология – тип
рационально-рефлексивного сознания (?! – уж, казалось бы, что
вторая часть слова «методология» – логия – указывает, что это
учение, а уж никак не какой-то тип сознания; А, Д. Н),
направленный на изучение, совершенствование и конструирование
методов … в различных сферах духовной и практической
деятельности» [23].
«В сфере общей методологии методолог изучает и конституирует
«законы» мышления и деятельности как таковые …» [23].
Кроме того, в физико-математических, в технических
науках широко распространилось совсем уже упрощенное трактование
понятия «методология» – под методологией стали понимать либо
лишь общий подход к решению задач того или иного класса, либо
путать методологию с методикой – последовательностью
действий по достижению требуемого результата.
Обе трактовки имеют право на существование, но являются
слишком узкими.
В-четвертых, некоторые авторы разделили методологию
(имея в виду методологию науки) на два типа: дескриптивную
(описательную) методологию – о структуре научного знания,
закономерностях научного познания и т.д.; и нормативную (прескриптивную)
методологию – прямо направленную на регуляцию деятельности и
представляющую собой рекомендации и правила осуществления
научной деятельности [17, 44
и др.]. Но такое
разделение, опять же, ведет к раздвоению, неоднозначности
предмета методологии. Очевидно, в данном случае следовало бы
говорить о двух разных функциях – описательной и
нормативной одного учения – методологии.
В-пятых. Для появления такой неопределенности и
многозначности предмета методологии были свои причины. Дело в
том, что методология как таковая, в первую очередь методология
науки, в советские времена стала оформляться лишь в 60-е – 70-е
годы прошлого века. До этого, да и в те времена, партийными
органами считалось, что вся методология заключена в
марксистско-ленинском учении, и всякие разговоры о какой-либо
еще «методологии» вредны и опасны. Несмотря на это, методология
науки, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского,
В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и
других авторов стала развиваться. И в этом их огромная заслуга,
поскольку они смогли противостоять идеологическому давлению. Но,
в то же время, они поделили методологию (рассматривая только
лишь методологию науки) на четыре этажа (см., например, [20, 44
и др.]):
– философский;
– общенаучный;
– конкретно-научный;
– технологический (конкретные методики и техники
исследования).
Это разделение методологии было признано практически
всеми методологами и стало подобием «священной коровы» – оно не
подвергалось сомнению. Но такое деление привело к тому, что
ученые должны были заниматься методологией или использовать ее в
своих исследованиях лишь на каком-то определенном «этаже» –
порознь. А единая картина? А единая методология? И эту путаницу
в методологии мы имеем до сих пор.
Действительно, судя по всему, верхние первый и второй
этажи вышеуказанной конструкции строения методологии отведены
для философов. Но философы сами конкретных научных исследований
не ведут (за исключением собственно философских исследований).
Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в
различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях, как
правило – в прошлых десятилетиях, а то и столетиях. Их труды,
поэтому, следует отнести, в основном, к гносеологии как науке о
познании, логике науки и т.д., то есть к тем аспектам, которые
связаны с наукой как со сложившейся системой научных знаний
(прошлая деятельность умерла, остались лишь ее результаты). А
ученым – представителям конкретных наук: физикам, химикам,
педагогам и т.д. – нужна методология (как наука об организации
деятельности – см. ниже) как оружие их собственной деятельности
для проведения их собственных исследований, проводимых в
настоящее время. Кроме того, работы философов по проблематике
гносеологии и методологии зачастую написаны настолько сложным,
заумным языком, что для «простых» ученых они просто недоступны.
Далее, третий сверху «этаж» отведен как бы
методологам конкретных наук – методологам физики, биологии,
психологии и т.д. Но позиция, положение этих методологов
«зависает» – они уже не философы, но и не собственно ученые,
которые добывают новое научное знание. Эти методологи, как
правило, в конкретные методики и техники научных исследований не
вникают. Поэтому их результаты редко представляют интерес для
исследователей в конкретных предметных областях.
А конкретными методиками и техниками исследований
вроде как должны заниматься «простые» ученые (четвертый этаж),
зачастую в значительном или в полном отрыве от верхних этажей
такого строения методологии.
Таким образом, подводя итог краткому вводному
экскурсу в методологию научного исследования (методологию
науки), приходится констатировать, что при всем большом объеме
накопленных полезных материалов, в ней сложилась парадоксальная
ситуация: с одной стороны, многозначность ее предмета, с другой
стороны – его зауженность.
В-шестых. В последние десятилетия, в первую очередь
благодаря работам и просветительской деятельности
Г.П. Щедровицкого [34, 43
и др.], стали формироваться группы
специалистов, называющих себя «методологами» а свое научное
направление «системомыследеятельностной» методологией.
Эти группы методологов (О.С. Анисимов,
Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.) стали в различных
регионах страны проводить «организационно-деятельностные
игры» с коллективами работников сначала в сфере образования,
затем сельского хозяйства, с политологами и т.д., направленные
на осмысление инновационной деятельности, что принесло им
довольно широкую известность, хотя мнения об их деятельности,
зачастую, бывают весьма противоречивы[2].
Параллельно с этим в
печати стали появляться публикации ученых, посвященные анализу и
научному обоснованию инновационной деятельности – в
образовании, в инженерном деле, в экономике и т.д. [2, 5,
6, 8, 10, 37, 38
и др.].
Кроме того, в последние годы среди программистов
распространился термин «методология» совсем в новом «звучании».
Под методологией программисты стали понимать тот или иной тип
стратегии, то есть тот или иной общий метод создания
компьютерных программ [1, 40].
Так, по сути дела, наряду с
методологией научно-исследовательской деятельности стало
формироваться новое направление – методология практической
деятельности. А их, по мнению авторов,
необходимо рассматривать в одном ключе, с единых позиций, а
именно с позиций современного проектно-технологического типа
организационной культуры (см. [22, 28, 29
и др.]).
В целом же, вероятно, основной объективной причиной
появления различных неоднозначных толкований понятия
«методология» является то обстоятельство, что человечество
перешло в новую постиндустриальную эпоху своего развития,
сопровождаемую такими явлениями как: информатизация общества,
глобализация экономики, изменение роли науки в обществе и т.д.
Теперь, когда мы рассмотрели причины расплывчатости и
неоднозначности предмета методологии, сложившиеся в литературе,
перейдем к формулированию собственных позиций авторов. Зададимся
вопросом – а чем принципиально методология науки
(методология научной деятельности, методология научного
исследования – синонимы) отличается от методологии любой
другой человеческой деятельности? И чем, в частности, если
говорить о методологии науки, методология, например, педагогики
как науки отличается от методологии науки психологии? Или
методологии физики?
Действительно, невозможно выделить отдельно
какие-либо сугубо специфические для какой-либо конкретной науки
методы, принципы или средства исследования. Так, особенности
научной деятельности, принципы познания и т.д. едины для всей
науки вообще, науки в целом. Требования, например, к
эксперименту одинаковы и для физики, и для биологии, и для
педагогики, и для любой другой отрасли научного знания. Даже,
казалось бы, такие экзотические методы, как бурение скважин в
геологии или раскопки в археологии – это разновидности опытной
работы, также как и в педагогике, и в психологии. Другое дело,
что, к примеру, аксиоматический метод, методы математического
моделирования широко применяются в физике, а в социологии, в
педагогике и т.д. их применение пока что весьма ограничено. Или
же наоборот – изучение и обобщение передового опыта широко
применяется в педагогике, в экономике, в организации труда и
производства, а в физике и химии их применение бессмысленно. Но
это лишь специфика применения тех или иных методов, а в принципе
же общее строение методологии науки едино.
Этот тезис подтверждается и личным опытом авторов,
которые когда-то учились в Московском физико-техническом
институте (в разное время), где математика и физика
преподавались, что называется, на уровне высшего пилотажа и где
вопросам методологии научного исследования уделялось самое
серьезное внимание. При подготовке методологических пособий «Как
работать над диссертацией», «Докторская диссертация?»,
«Образовательный проект» и других [25, 26, 30]
авторам пришлось прочитать сотни авторефератов кандидатских и
докторских диссертаций, беседовать с коллегами из самых разных
отраслей научного знания. И все это позволяет, с одной стороны,
утверждать, что общие принципы, средства, методы исследования в
разных науках одни и те же. Хотя содержание исследований в
разных научных областях – разное.
С другой стороны, один из соавторов (А. Н.) долгое
время занимался проблемой формирования трудовых умений. А
поскольку умения – это способность осуществлять ту или иную
деятельность, то приходилось подробно изучать практические
профессиональные деятельности людей разных профессий. Другой
соавтор (Д. Н.) много лет занимается вопросами построения и
практического применения математических моделей в самых
различных отраслях народного хозяйства. И опять же возникает
вопрос, который авторы адресуют уважаемому Читателю – а чем
принципиально организация практической деятельности учителя
отличается от организации деятельности, например, врача? Или
инженера? Или технолога? Конечно, содержание деятельностей
разное, но в принципах, в методах (способах), в организации
практической деятельности и т.д. есть общие основы.
Теперь вернемся к приведенным выше двум общим
энциклопедическим определениям методологии. Эти определения
верны, однако в них имеет место некоторая расплывчатость. В
первую очередь, из-за наличия в определении, данном в
философском энциклопедическом словаре, диады «теоретическая
деятельность» и «практическая деятельность», и возникает,
очевидно, множество разных толкований[3].
Так, одни авторы рассматривают методологию как способ,
средство связи науки и практики (например, В.В. Краевский [15, 16]).
Другие авторы, например, Н.А. Масюкова [19]
– как средство помощи науки практике. И так далее.
Попробуем, следуя завету К. Пруткова «Зри в корень!»
дать определение методологии, очистив его от излишних наслоений.
А такое простое определение напрашивается само собой.
Методология – это учение об
организации деятельности. Такое определение однозначно
детерминирует и предмет методологии – организация деятельности.
Этим определением мы и пользуемся.
В то же время, необходимо отметить, что, наверное, не
всякая деятельность нуждается в организации, в применении
методологии. Как известно, человеческая деятельность может
разделяться на деятельность репродуктивную и
продуктивную (см., например, [12]).
Репродуктивная деятельность является слепком, копией
с деятельности другого человека, либо копией своей собственной
деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Такая
деятельность, как, например, однообразная деятельность
токаря-операционника в любом механическом цеху, или рутинная
повседневная деятельность учителя – «урокодателя» на уровне раз
и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована)
и, очевидно, в применении методологии не нуждается.
Другое дело – продуктивная деятельность, направленная
на получение объективно нового
или субъективно нового результата. Любая
научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется
более или менее грамотно, по определению всегда направлена на
объективно новый результат. Инновационная деятельность
специалиста-практика может быть направлена как на объективно
новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или
для данного предприятия, учреждения) результат. Учебная
деятельность всегда направлена на субъективно новый (для каждого
конкретного обучающегося) результат. Вот в случае продуктивной
деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть
возникает необходимость применения методологии.
Если методологию мы рассматриваем как учение об
организации деятельности, то, естественно, необходимо
рассмотреть содержание понятия «организация». В соответствии с
определением, данным в [42],
организация – 1) внутренняя упорядоченность,
согласованность взаимодействия более или менее
дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его
строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к
образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями
целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую
программу или цель и действующих на основе определенных процедур
и правил – см. Рис. 1.

Рис.
1. Определение «организации»
В нашем случае мы используем понятие «организация», в
основном, в первом и во втором значении, то есть и как процесс
(второе значение), и как результат этого процесса (первое
значение). Третье значение также используется (но в меньшей
степени) – при описании коллективной научной деятельности,
управления проектами в организациях и т.д.
При таком приведенном выше определении методологии ее
можно рассматривать очень широко – как учение об организации
любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической
профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и
т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и
коллективной деятельности.
Если исходить из классификации деятельности по
целевой направленности: игра-учение-труд [35],
то можно говорить о:
-
методологии игровой деятельности (имея
в виду, в первую очередь, детскую игру);
-
методологии учебной деятельности;
-
методологии трудовой, профессиональной
деятельности;
В свою очередь профессиональную деятельность можно
подразделить на:
-
практическую деятельность как в сфере
материального, так и в сфере духовного производства. В этом
смысле практической профессиональной деятельностью занято
большинство людей;
-
специфические формы профессиональной
деятельности: философия, наука, искусство, религия [42].
Соответственно, это: философская деятельность, научная
деятельность, художественная деятельность, религиозная
деятельность.
На сегодняшний день представляется возможным изложить
методологию научной деятельности (методологию научного
исследования), методологию практической деятельности,
методологию учебной деятельности, а также изложить начала
методологии художественной деятельности, и методологии игровой
деятельности [см. 24, 27-30].
При этом остается открытой для дальнейших
исследований проблема построения методологии философской
деятельности (хотя условно можно считать, что философия
является одновременно и отраслью науки и на нее, в частности,
может быть распространена методология научной деятельности).
Что же касается методологии религиозной
деятельности, то авторы не берутся рассматривать эту сложную
и неоднозначную проблему.
Таким образом, методология рассматривает организацию
деятельности (деятельность – целенаправленная активность
человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в
целостную систему с четко определенными характеристиками,
логической структурой и процессом ее осуществления –
временнόй структурой (авторы исходят из пары категорий
диалектики «историческое (временнόе) и логическое»).
Логическая структура включает в себя следующие
компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы
деятельности, ее результат.
Внешними по отношению к этой структуре являются
следующие характеристики деятельности: особенности,
принципы, условия, нормы.
Исторически известны разные типы культуры организации
деятельности.
Современным является проектно-технологический тип,
который состоит в том, что продуктивная деятельность человека
(или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы,
которые называются проектами[6].
Процесс осуществления деятельности мы будем
рассматривать в рамках проекта, реализуемого в определенной
временной последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем
последовательность эта является общей для всех видов
деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта)
определяется тремя фазами:
– фаза проектирования, результатом которой
является построенная модель создаваемой системы и план ее
реализации;
– технологическая фаза, результатом которой
является реализация системы;
– рефлексивная фаза, результатом которой
является оценка реализованной системы и определение
необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска»
нового проекта.
Таким образом, можно предложить следующую «схему
структуры методологии»:
1. Характеристики деятельности:
·
особенности,
·
принципы,
·
условия,
·
нормы деятельности;
2. Логическая структура деятельности:
·
субъект,
·
объект,
·
предмет,
·
формы,
·
средства,
·
методы,
·
результат деятельности;
3. Временнáя структура деятельности:
·
фазы,
·
стадии,
·
этапы деятельности.
Такое понимание и построение методологии позволяет с
единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в
литературе подходы и трактования понятия «методология» и его
использование в самых разнообразных видах деятельности.
У уважаемого Читателя вполне естественно может
возникнуть вопрос – а можно ли говорить о методологии как об
организации деятельности вообще, не касаясь содержания
деятельности, которое в каждом конкретном случае разное. Здесь
уместно будет привести такую аналогию. Представим себе, что
методология – это форма сосуда, который может наполняться самым
различным содержанием.
Такой подход является логическим продолжением
исследований в области организации деятельности, имеющих
продолжительную историю: работы А.А. Богданова
[3],
Ф.У. Тейлора, Г. Форда,
А.К. Гастева, Т. Котарбинского
[13],
Я. Зеленевского [11]
и др.
В то же время, интегрировать все эти подходы в единое
учение об организации деятельности становится возможным только в
эпоху развития проектно-технологического типа организационной
культуры, когда произошло осмысление наличия и особенностей
предшествующих типов организационной культуры, и, в первую
очередь, осмысление отличий профессионального (научного) и
проектно-технологического типов организационной культуры [22, 28, 29].
Такой подход позволяет:
– во-первых, отсечь от методологии традиционно
приписываемые ей излишние наслоения;
– во-вторых, найти общую логику таких широко
обсуждаемых в современной литературе вопросов, как инновационная
деятельность, проектирование систем, технологии, рефлексия и
др.;
– в третьих, рассматривать с единых позиций
организацию основных видов человеческой деятельности:
научно-исследовательской, практической, художественной, учебной
и игровой.
В заключение зададимся вопросом о месте методологии в
череде других наук. Традиционно принято методологию относить к
философии или, по крайней мере, располагать ее как бы рядом с
философией. Так, в библиотечных классификаторах соответствующий
раздел именуется «философия и методология». Но так ли это?
Действительно, философия является основанием
методологии, так же как и другие науки, изучающие деятельность:
психология, системный анализ и т.д. [27, 29].
Но в то же время, очевидно, методология – это самостоятельная
наука.
Если исходить из классификации наук, предложенной
В.С. Ледневым [18]
(см. Рис. 2),
то методологию следует отнести к практическим наукам. Она тесно
связана с технологическими науками, системным анализом,
организацией труда и производства, с управлением проектами и
т.д.

Рис. 2.
Структура научного знания по В.С. Ледневу
Позиции авторов подробно раскрыты в их
опубликованных книгах [24, 27, 28, 29, 30],
размещенных на данном сайте.
1
Арчибальд Р.С.
Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М.:
ДМК Пресс, 2002.
2
Безрукова В.С.
Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая
книга, 1996.
3
Богданов А.А.
Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1-2. – Москва,
1998.
4
Большая Советская Энциклопедия.
3-е издание. – М.: Советская Энциклопедия, 1968-1979.
5
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В.
Педагогика: личность в
гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для
студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и
ФПК. – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999.
6
Взятышев В.Ф.
Введение в методологию инновационной проектной деятельности:
Учебник для вузов. – М.: «ЕЦК», 2002.
7
Декарт Р.
Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и
отыскать истину в науках. Метафизические размышления. Начала
философии. – М.: Вежа, 1998.
8
Дзегеленок И.И.
Открытые задачи поискового проектирования:
Учебное пособие. – М.: Изд-во МЭИ, 1991.
9
Загвязинский В.И.
Методология и методика дидактического исследования. – М.:
Педагогика, 1982.
10
Заир-Бек Е.С.
Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.
11
Зеленевский Я.
Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации
и управления / Под ред. Г.Э. Слезингера. – М.: Прогресс, 1971.
12
Каган М.С.
Человеческая деятельность. – М.: Политиздат,
1974.
13
Котарбинский Т.
Трактат о хорошей работе. Пер. с польск. – М.: Экономика, 1975.
14
Кочергин А.Н.
Методы и формы познания. – М.: Наука, 1990.
15
Краевский В.В.
Методология научного исследования: Пособие для студентов и
аспирантов гуманитарных ун-тов. – СПб.: СПб. ГУП, 2001.
16
Краевский В.В.
Методология педагогического исследования. – Самара: Изд-во Сам
ГПИ, 1994.
17
Краевский В.В., Полонский В.М.
Методология для педагога: теория и практика. – Волгоград:
Перемена, 2001.
18
Леднев В.С.
Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. –
М.: Педагогика, 1980.
19
Масюкова Н.А.
Проектирование в образовании. – Минск: Технопринт, 1999.
20
Методологические проблемы
современной науки. – М.:
Наука, 1978.
21
Методология: вчера, сегодня,
завтра. В 3-х тт. ред.-сост.
Крылов Г.Г., Хромченко М.С. – М.: Изд-во Школы Культурной
Политики, 2005.
22
Никитин В.А.
Организационные типы современной культуры: Автореферат дисс.
д-ра культурологии. – Тольятти, 1998.
23
Новая философская энциклопедия:
В 4-х т. – М.: Мысль, 2000.
24
Новиков А.М.
Введение в методологию игровой деятельности – М.: Эгвес, 2006.
25
Новиков А.М.
Докторская диссертация? / Пособие для докторантов и соискателей
ученой степени доктора наук. – М.: Эгвес, 1-ое изд. 1998, 2-ое
изд. 2000.
26
Новиков А.М.
Как работать над диссертацией / Пособие для
аспирантов и соискателей. – М.: Эгвес, 1-е изд. 1994, 2-е изд.
1997, 3-е изд. 1999.
27
Новиков А.М.
Методология образования. – М.: Эгвес, 2002.
28
Новиков А.М.
Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005.
29
Новиков А.М., Новиков Д.А.
Методология. М.: Синтег, 2007.
30
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный
проект / Методология практической образовательной деятельности.
– М.: Эгвес, 2004.
31
Новиков А.М.
Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия;
векторы развития. – М.: Эгвес, 2000.
32
Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г.
Рефлексивные игры. – М.: Синтег, 2003.
33
Основы философии науки:
Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. – Изд.
2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
34
Педагогика и логика.
– М.: Касталь, 1993.
35
Платонов К.К.
Краткий словарь системы психологических
понятий. – М.: Высшая школа, 1981.
36
Рузавин Г.И.
Методология научного исследования: Учеб. Пособие для вузов. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
37
Сластенин В.А., Подымова Л.С.
Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997.
38
Слободчиков В.И.
Новое образование – путь к новому обществу // Школьные
технологии. 1997. № 3. С. 3 – 6.
39
Советский энциклопедический
словарь. – М.: Большая
российская энциклопедия, 2002.
40
Фатрелл Р., Шафер Д., Шафер Л.
Управление программными проектами. Достижение оптимального
качества при минимуме затрат. – М.: Издательство: Вильямс, 2003.
41
Философский словарь.
Под ред. М.М. Розенталя. Изд. третье. – М.: Изд-во политической
литературы, 1972.
42
Философский энциклопедический
словарь. – М.: Сов.
Энциклопедия, 1983.
43
Щедровицкий П.Г.
К анализу топики организационно-деятельностных игр. – Пущино,
1987.
44
Юдин Э.Г.
Системный подход и принцип деятельности. Москва, 1978.
Например, поиск в
Интернете по слову «методология» в качестве первых
ссылок дает: «методология программирования и внедрения
программных продуктов», «методология инвестиционного
анализа», «методология управления проектами»,
«методология расчета индексов фондового рынка»,
«методология внедрения бизнес-систем» и т.д.
|